B.M. Бехтерев родился 20 января 1857 года в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии (ныне село Бехтерево, Татарстан) в семье служащего. Отец его, Михаил Павлович, умер, когда Владимиру было 9 лет. Семья к тому времени жила в Вятке. Все заботы о трех сыновьях легли на плечи матери, Марии Михайловны. Братья учились в гимназии. В 1873 г., окончив 7 классов, Владимир поступил в Медико-хирургическую академию в Петербурге, в 1878 г. окончил ее и был оставлен в качестве врача-стажера при кафедре душевных болезней. Затем он был зачислен в Институт усовершенствования врачей, готовивший для академии научно-педагогические кадры.
Основной целью своей жизни еще в студенческие годы В.М. Бехтерев определил изучение мозга, его развития, деятельности и его болезней. Позже он писал: «В то время по отношению к мозгу имело для себя оправдание старинное выражение «строение темно, функции весьма темны». Желание пробить брешь в этой темноте, пролить в нее какой-нибудь свет и послужило основанием к тому, чтобы наряду с клиникой я с самого начала занялся изучением мозга и вообще принялся за разработку вопросов, связанных с его строением и функциями».
В 1881 г. Александр III утвердил «Положение» и «Устав», по которым Медико-хирургическая академия преобразовывалась в Военно-медицинскую (ВМА). В том же году В.М. Бехтерев защитил диссертацию на степень доктора медицины и стал приват-доцентом. В 1884 г. в соответствии с решением Ученого совета ВМА он выехал в заграничную командировку для совершенствования знаний. Молодой ученый посетил клиники и лаборатории Берлина, Кельна, Бонна. В Лейпциге у Флексига он осваивал методы изучения миелоархитектоники мозга, в Вене изучал работы Мейнерта, в Париже работал в клинике Шарко.
В период пребывания В.М. Бехтерева в этой командировке в России были утверждены (1884) новые Университетский устав и Учебный план. В последний вводились новые дисциплины, в частности нервные и душевные болезни, в российских университетах стали создаваться соответствующие кафедры, раздельные или совместные — «в зависимости от местных условий».
Профессора И.М. Балинский и И.П. Мержеевский, учителя В.М. Бехтерева, рекомендовали его на должность заведующего кафедрой психиатрии Казанского университета. Характеризуя своего ученика, И. М. Балинский писал: «... его плодотворность поразительна, он приходит быстро к выводам весьма смелым и решительным. Быть может, со временем не все его заключения оправдаются, но, во всяком случае, он встал твердою ногою на почву анатомо-физиологическую - единственную, от которой следует ожидать дальнейших успехов в науке о нервных и душевных болезнях».

Кафедрой душевных болезней Казанского университета В.М. Бехтерев руководил с сентября 1885 г. по октябрь 1893 г. В этот период он приступил к поэтапному осуществлению своего плана фундаментального развития науки о мозге и начал создавать собственную научную школу. Первым этапом исследований должно было стать изучение морфологии мозга, затем планировалось обобщение накопленных данных по его физиологии. При кафедре В. М. Бехтеревым сразу же были созданы морфологическая и психофизиологическая лаборатории. Результаты выполненных здесь и в клинических учреждениях исследований явились темой опубликованных в этот период более 100 работ, в том числе получившей широкую известность статьи об «одеревенелости позвоночника» («Врач», 1892) и труда «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893). В 1896-1898 гг. эта работа была дополнена новыми материалами и издана в двух томах. В 1900 г. В. М. Бехтерев был удостоен за нее премии им. К. Бэра Российской академии наук.

В 1892 г. по инициативе ученого было организовано Казанское неврологическое общество. В следующем году начал выходить журнал «Неврологический вестник», редактором которого В.М. Бехтерев оставался до 1918 г., пока журнал не прекратил свое существование (в 1993 г. издание журнала было возобновлено).
В 1893 г. по приглашению начальника ВМА В. В. Пашутина В.М. Бехтерев занял должность начальника кафедры душевных и нервных болезней академии. В то время Владимиру Михайловичу было 36 лет, он имел звание профессора и чин статского советника, а с 1894 г. - действительного статского советника, что приравнивалось к званию генерал-майора. Клиника душевных болезней ВМА располагалась в новом здании, однако стационара для неврологических больных не было. Новый начальник кафедры сразу развернул строительство неврологической клиники, открытие которой состоялось осенью 1897 г. В этой клинике, оборудованной «по последнему слову техники», был создан нейро­хирургический блок. В связи с этим В. М. Бехтерев говорил о создании нейрохирургической службы и призывал невропатологов, проявляющих способности в данной области, наряду с хирургами осваивать методы нейрохирургии. Среди учеников В.М. Бехтерева, ставших нейрохирургами, следует назвать, прежде всего, Л. М. Пуссепа.
В 1896 г. В.М. Бехтерев основал журнал «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии». В 1894 и 1898 гг. он опубликовал два тома книги «Нервные болезни в отдельных наблюдениях».
В 1897 г. ученый получил звание заслуженного профессора, а в 1899 г. был избран академиком ВМА. В 1900 г. он стал также руководителем кафедры в Женском медицинском институте (ныне Санкт-Петербургская медицинская академия). Возглавлявшиеся В. М. Бехтеревым учреждения явились крупнейшими в России центрами по подготовке квалифицированных кадров невропатологов и психиатров.
В 1903-1907 гг., основываясь на результатах исследований по нейрофизиологии, проведенных в Казани и Санкт-Петербурге, В.М. Бехтерев написал «Основы учения о функциях мозга» в 7 томах. Этот являвшийся итоговым труд, по словам И. П. Павлова, представлял собой «весьма обширное систематическое изложение указанного в заголовке предмета, изложение, единственное по своей полноте не только в русской, но и в иностранной литературе». В 1906 г. вместе с сотрудниками ученый разработал метод выработки двигательных сочетательных рефлексов. Сочетательные рефлексы в принципе соответствовали открытым в 1903 г. И.П. Павловым в эксперименте на собаках слюноотделительным условным рефлексам. Отличием являлось то, что они были разработаны в клинике и применялись в процессе обследования больных, в частности при решении вопросов экспертизы. В 1904 г. В. М. Бехтерев создал журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма».
В 1905 г. на II съезде отечественных психиатров Владимир Михайлович выступил с речью «Личность и условия ее развития и здоровья». Он говорил о том, что психические болезни суть болезни личности. «... Прогресс народов, их цивилизация и культура зависят от степени развития личностей, а само существование современных государств зависит от нравственного сплочения личностей, их составляющих... сообщества и народы, имеющие в своей среде более развитые, более деятельные личности, при прочих равных условиях будут обогащать человеческую культуру большим количеством предметов своего труда и лучшим их качеством... Нельзя не вспомнить с болью в сердце, в сколь тяжелых условиях находится наш простой народ, который неудачная экономическая политика страны сделала в буквальном смысле полуголодным, нищим...» Ученый говорил и о том, что «... алкоголизм, достигший такого гигантского развития в современном обществе, есть, без сомнения, то зло, которое несет в себе зародыш упадка личности... парализуя сферу чувств, интеллекта и воли, подрывает в корне основные устои личности и является в то же время одной из важнейших причин, приводящих к развитию душевных болезней, вырождению и преступности».
В этот период первостепенную значимость в исследованиях В.М. Бехтерева приобрели вопросы психологии. Он считал, что развитие психической деятельности человека следует изучать с раннего детского возраста. Базы для таких исследований Владимир Михайлович не имел, и это побудило его к созданию нового научно-исследовательского и учебного учреждения - Психоневрологического института, устав которого был утвержден в 1907 г. В соответствии с пер­вым параграфом устава, институт должен был развивать и распространять знания «в области психологии и неврологии, а также сопредельных с ними наук». Девизом института стал призыв «познать человека», который прозвучал во время выступления В.М. Бехтерева при открытии учебных курсов 3 февраля 1908 г.
На курсы и затем на факультеты Психоневрологического института могли поступать все, кто имел среднее образование (реальное училище, духовная семинария, кадетский корпус и пр.). В институте сразу установились демокра­тические порядки. Работали в нем многие ведущие специалисты того времени: социологи Е. В. де Роберти и М. М. Ковалевский, зоопсихолог В. А. Вагнер, анатомы П. Ф. Лесгафт, Д. И. Дейнека, физиолог Н. Е. Введенский, юристы М. А. Рейснер, А. В. Клоссовский, А. Ф. Кони, историк Е. В. Тарле, химик Д. М. Цвет, гигиенист Г. В. Хлопин, коллеги и ученики В. М. Бехтерева по ВМА М. С. Добротворский, П. А. Останков, М. П. Никитин, А. В. Гервер, А. Ф. Лазурский, В. П. Осипов и др. В 1908 г. Совет Психоневрологического института избрал своим почетным членом Л. Н. Толстого.
Первым из составлявших Психоневрологический институт научных учреждений был Педологический институт, организованный уже в 1907 г. На дарованном царским двором заболоченном земельном участке размером около 13 га за Невской заставой шло строительство; с 1909 до 1914 г. было построено 10 клинических и лабораторных корпусов. В 1912 г. на этой территории открылись Криминалогический институт и Психиатрическая клиника, а также Экспериментально-клинический институт по изучению алкоголизма (Противоалкогольный институт), на открытии которого В.М. Бехтерев произнес речь «Вопросы алкоголизма и меры борьбы с его развитием». В это же время была опубликована его статья «Алкогольная политика и алкогольное оздоровление». В ней говорилось: «Алкоголизм... является в полном смысле государственным злом, которое не только губит силы нынешнего поколения, но... обрушивается всею своею тяжестью и на будущие поколения...». Кстати, в этой же статье В.М. Бехтерев утверждал, что многомиллионные доходы Министерства финансов от продажи водки и других спиртных напитков создают лишь «мираж бюджетного благополучия», и призывал правительство отказаться «от пользования вином для поддержания финансов». Вскоре была открыта Нейрохирургическая клиника, которую возглавил Л. М. Пуссеп.
Увеличивалось и число студентов Психоневрологического института. Весной 1910 г. их было около 1000, в 1912 г. - 2590. Курсы реорганизовали в учебный институт. При этом было создано несколько факультетов: подготовительный (2 года), выпускники которого могли переходить на факультеты педагогический, юридический (по 3 года обучения) и медицинский (4 года). Пополнялись и преподавательские кадры. К примеру, хирургию преподавали В. А. Оппель, Н. Н. Петров, P. P. Вреден, Е. В. Павлов, на кафедре эпидемиологии работал будущий академик Е. Н. Павловский.
С созданием Психоневрологического института В.М. Бехтерев получил возможность заняться углубленным изучением психологии человека, его психической деятельности.
Он стремился объективизировать методы психологических и психиатрических обследований, опираясь главным образом на достижения физиологии и прежде всего учения о рефлексах. При этом ученый считал, что психологии не следует ограничиваться изучением сознательной психической деятельности - ее сферой должно быть и изучение бессознательных психических процессов, а также «внешних проявлений деятельности организма, поскольку они являются выражением психической жизни».
Уже в 1907—1910 гг. В.М. Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология». В ней предлагалось выделять психологию индивидуальную, общественную, национальную, сравнительную, зоопсихологию (известную теперь и как этология), психологию детского возраста (науку, «изучающую законы и последовательность психического развития отдельных индивидуумов»), педагогическую. Дополняя и переосмысливая изложенный в этой книге материал, Владимир Михайлович назвал созданное им направление психологической науки рефлексологией. Этот термин фигурирует в названиях последующих монографий по психологии: «Общие основания рефлексологии» (1918), «Коллективная рефлексология» (1921), «Психология, рефлексология и марксизм» (1925) и не завершенного в связи со смертью фундаментального труда «Патологическая рефлексология». Кафедры рефлексологии были созданы в Пси­хоневрологическом институте, а в последующем в созданном на базе медицинского факультета Государственном институте медицинских знаний. В.М. Бехтерев писал: «...рефлексология есть научная дисциплина, ставящая своей задачей изучение ответных реакций в связи с внешними и внутренними раздражителями и вообще всех соотношений с окружающим миром человеческой личности как биосоциального существа».
В сентябре 1913 г. Владимир Михайлович навлек на себя немилость властей высказываниями, демократизмом порядков в Психоневрологическом институте, участием в расследовании нашумевшего дела Бейлиса. 56-летнему ученому было отказано в продлении службы в ВМА, он не был утвержден после переизбрания и в должности президента Психоневрологического института. Над институтом нависла угроза закрытия. Однако вскоре внимание властей переключилось на события, сопряженные со вступлением России в первую мировую войну. В.М. Бехтерев осуждал войну, но считал своим долгом помогать соотечественникам, терпящим ее тяготы, страждущим от ран и болезней. Он оказался руководителем медицинского отдела «Комитета помощи воинам на поле брани в память Н.И. Пирогова» и принял меры для расширения клиник Психоневрологического института, прежде всего нейрохирургической.
Придавая большую значимость для медико-санитарной службы Петрограда медицинского факультета института, городские власти передали Владимиру Михайловичу в качестве клинических баз терапевтические отделения Петропавловской больницы и больницы им. Петра Великого. В 1915 г. вышли два выпуска ценной для практических врачей книги В.М. Бехтерева «Общая диагностика болезней нервной системы".
В 1916 г. был пересмотрен устав Психоневрологического института, согласно которому его учебные подразделения выделялись во 2-й (частный) Петроградский университет. К этому времени в Психоневрологическом институте обучалось более 7 тыс. студентов. Президентом университета был утвержден В.М. Бехтерев. В том же году по просьбе правительства при университете были открыты фармацевтическое и ветеринарно-зоотехническое отделения.
В 1915 г. в статье «Война и психозы» В.М. Бехтерев отмечал, что количество душевнобольных в армии за один год войны увеличилось в 3,5 раза. На 1 млн военных приходилось 1,5 тыс. человек с душевными болезнями. В том же году в статье «Моральные итоги великой мировой войны» Владимир Михайлович писал: «Совесть человеческая не может найти морального оправдания войны... Я думаю, что мы имеем основание мечтать об исходе текущей войны... о все­общем разоружении и о предстоящем восстановлении всеобщего мира. Нельзя допускать, чтобы культурные народы... не пришли к необходимости более или менее полного разоружения и установления норм международных отношений, при которых войны стали бы вообще немыслимыми и недопустимыми. В конце концов, для всех ясно, что даже победоносная война убыточна для государства».
Февральская революция была воспринята интеллигенцией восторженно, октябрьская - по-разному. Из академиков предложили свое содействие Советской власти невролог В. М. Бехтерев и инфекционист Д. К. Заболотный. С 1918 г. В. М. Бехтерев состоял в Ученом совете при Наркомздраве, возглавлявшемся Н. А. Семашко. Научные учреждения Психоневрологического института были приняты на государственный бюджет, директором института был утвержден В. М. Бехтерев. В том же году в Петрограде по его инициативе был создан Институт по изучению мозга и психической деятельности (Институт мозга), для которого Петроградский Совет предоставил дворец Великого князя Николая Николаевича на Петровской набережной. Директором его стал В.М. Бехтерев. Основной задачей института признавалось изучение мозга и формирования личности «в условиях правильного ее развития». В институте были организованы отделы мозга, психологии и рефлексологии, воспитания, труда. В 1919 г. стал издаваться журнал «Вопросы изучения и воспитания личности».
В 1920 г. 2-й Петроградский университет был реорганизован: часть факультетов слилась с аналогичными факультетами 1-го Петроградского университета. Фармацевтический и ветеринарно-зоотехнический факультеты были преобразованы в самостоятельные институты, а на базе медицинского факультета создан Государственный санитарно-гигиенический институт, кафедрой рефлексологии в нем руководил В.М. Бехтерев.
В 1921 г. Институт по изучению мозга и психической деятельности, Психорефлексологический институт, Детский обследовательский институт, Институт социального воспитания и другие научные учреждения, из которых большинство ранее входило в Психоневрологический институт (всего 15 институтов), были объединены в Психоневрологическую академию. Ее создание объяснялось стремлением к комплексному изучению проблем неврологии и психиатрии. В. М. Бехтерев являлся президентом этой академии со дня ее создания и до конца своей жизни.
В 1921 г. Владимир Михайлович написал книгу «Коллективная рефлексология», вызвавшую неприятие партийных идеологов. Это явилось поводом для первого явного конфликта между ученым и властными структурами. Непримиримую к критике власть раздражали прямолинейность В.М. Бехтерева, отсутствие у него склонности к соглашательству. Противоречия нарастали. Не нравились руководству и создание В. М. Бехтеревым важного научного направления - изучения условий труда граждан, его исследования и выступления в прессе относительно условий труда рабочих и интеллигенции, в частности, о пренебрежительном отношении властей к условиям труда на заводах и фабриках. Отдельные исследования были посвящены анализу условий труда актеров, художников, связистов, врачей и представителей других профессий. Так, в статье «О положении врачей в России и об исследованиях врачебного труда» В.М. Бехтерев отмечал, что в 1919 г. смертность среди врачей в России была в 9 раз выше, чем в среднем среди населения. А между тем в России врачей и без того было мало. До революции их число составляло 2,7 на 10 тыс. населения, тогда как, к примеру, в Германии - 5,2, а в Шотландии - 7,7. В этой статье ученый обращал внимание на низкую заработную плату русских врачей, что вынуждает их к совместительству, частной практике, а это изнуряет специалистов и отнюдь не способствует повышению их квалификации и сохранению собственного здоровья. Автор подчеркивал, что «в интересах охраны народного здравия» необходима забота о здоровье медицинских работников. Результаты исследования В. М. Бехтеревым и его сотрудниками условий труда представителей разных профессий публиковались в таких изданиях, как «Вопросы труда», «Гигиена труда», «Психофизиология труда», «Вопросы психологии и рефлексологии труда».
Вместе с тем, В. М. Бехтерев стремился помочь Советской власти содействием в решении стоящих перед нею задач и призывал к этому научных работников. В сентябре 1923 г. в Москве по его инициативе был проведен I Всероссийский съезд научных работников, проходивший под лозунгом «Союз науки и труда».
Философские взгляды В.М. Бехтерева нашли отражение в книгах «Психика и жизнь» (1904), «Психология, рефлексология и марксизм» (1925). Он признавал материальность всего сущего. Отрицая идею вечности человеческих душ, су­ществование загробного мира, В. М. Бехтерев вместе с тем говорил о социальном бессмертии человека, который оставляет свой след в форме результатов своей деятельности, и призывал жить так, чтобы оставалось осознание не бесплодно прожитой жизни.
Ученый признавал, что многое не познано, и при этом предупреждал, что непознанное нельзя считать истиной. Он обращал самое серьезное внимание на то, что люди внушаемы, что человек зачастую «обманываться рад», и призывал использовать эти свойства человеческой психики с лечебной целью. Еще в 1911 г. им была написана книга «Гипноз, внушение, гипнотерапия и их лечебное значение». При этом он был против того, чтобы к лечению больных допус­кались люди, не имеющие медицинских знаний и злоупотребляющие доверием страждущих. «Материалистические выводы и положения современной науки, - писал В.М. Бехтерев, - должны быть самым решительным образом выдвинуты на борьбу с грозной эпидемией фанатического изуверства».
С 22 декабря 1927 г. В.М. Бехтерев участвовал в проходившем в Москве I Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров, председателем которого был избран.В тот же день он выступил с докладом о коллективном лечении внушением под гипнозом больных алкоголизмом. 23 декабря ученый председательствовал на съезде, вечер провел в театре. В антракте его пригласили в кабинет администратора театра, где предложили чай с пирожными. Ночью Владимир Михайлович почувствовал себя плохо. Утром консилиум врачей установил диагноз: «пищевое отравление». В тот же день, 24 декабря, в 23 ч 45 мин В.М. Бехтерев умер. 25 декабря, в воскресенье, скульптор И.Д. Шадр снял гипсовую маску покойного. Вскоре на квартиру, в которой умер В. М. Бехтерев, прибыла правительственная комиссия во главе с Н. А. Семашко, огласившая решение властей о проведении на следующий день в круглом зале МГУ панихиды, после чего тело В. М. Бехтерева будет кремировано. В соответствии с установленной программой поздно вечером 26 декабря специальным поездом в Ленинград были отправлены урна с прахом ученого и его мозг в формалине (Владимир Михайлович завещал его музею Института мозга). Поезд, в котором везли останки В.М. Бехтерева, провожали в Москве и встречали в Ленинграде толпы людей. Прах его был помещен в постамент бюста, выполненного для музея Института мозга скульптором М. Г. Манизером.
В 1928 г. учреждения, которыми руководил В.М. Бехтерев, были реорганизованы или ликвидированы. Психоневрологическая академия распалась. Тогда удалось издать лишь набранную еще при жизни В. М. Бехтерева его книгу «Мозг и его деятельность». Труды В. М. Бехтерева не переиздавались до 1954 г. И в том же году директор Психоневрологического института проф. В. Н. Мясищев стал создавать в институте музей В. М. Бехтерева. В подвалах бывшего Института мозга были найдены бюст ученого и постамент с его прахом. В 1970 г. по желанию родственников урна с прахом была захоронена на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде. В 1974 г. на этом месте был установлен гранитный памятник работы скульптора М.К. Аникушина.
Жизнь В.М. Бехтерева - пример самоотверженного служения науке и народу. Он был одним из выдающихся отечественных ученых-энциклопедистов, автором более 600 научных публикаций. Владимир Михайлович внес поистине неоценимый вклад в развитие неврологической науки. Его многочисленные ученики стали нейроморфологами и нейрофизиологами, педологами и педагогами, психологами и психиатрами, невропатологами и нейрохирургами. И хотя некоторые из них после смерти В.М. Бехтерева поспешили отмежеваться от него, большинство продолжали активно развивать созданные им научные направления.


Статья подготовлена по материалам

Кировской ОНМБ.